Н. Адамов, доктор экономических наук, профессор.
Знания английского языка, сейчас, в 21 веке, становится “золотым ключиком”, который открывает доступ к первоисточникам информации и опыту, накопленному в других странах за несколько столетий ведения бизнеса.
Н. Адамов: – Насколько экономически выгодно знать английский человеку среднего возраста, представляющего средний класс? Некоторые это измеряют % к зарплате, другие возможностями роста в проф. области путём расширения зарубежных связей и использования зарубежных разработок, не переведённых на русский язык.
Albert K.: – По роду моей деятельности ко мне часто обращаются люди желающие выучить английский язык. В последние 5-7 лет видна явная тенденция именно представителей среднего класса в острой необходимости овладения английским языком именно по тем причинам, которые Вы упомянули в своём вопросе. Особенно это проявляется среди учёных, врачей, психологов, владельцев компаний связанных с ведением дел заграницей. Думаю, проблема среднего возраста кроется в наследии прошлого. Люди, которым сегодня 35-45 лет родились и выросли в Советском Союзе. Ходили в обычные школы и институты. Английский язык учили так, как его тогда и учили. Нужны были баллы в аттестат, и сдать сессию. То есть не было практического применения. Так массово заграницу как сейчас, тогда не ездили. И встретить англоязычного иностранца тогда было редкостью. Прошло время. Союз распался. «Занавес» открылся и наш народ хлынул заграницу. На работу, курорты, симпозиумы, учёбу, обмен опытом, замуж, конференции, на ПМЖ, попутешествовать, а кто и просто домик или квартиру прикупить в дальнем зарубежье. Вот и возникла проблема серьёзного изучения языка с дальнейшим практическим применением. Приведу несколько примеров людей, которые посещали курсы в последние год-два.
Ольга (51 год), офтальмолог, профессор одной из ведущих клиник Харькова. Пришла изучать английский, потому что устала от дискомфорта в постоянных командировках заграницу и отсутствия возможности напрямую общаться с англоговорящими коллегами.
Эдуард (48 лет), кандидат медицинских наук, психоаналитик. Работал в Украине и учился в Финляндии. Обучение проходило на английском языке. Без знаний языка это было бы невозможно.
Андрей (37 лет), совладелец совместной украинско-британской софтверной компании. Постоянные бизнес контакты с коллегами из Австралии и Великобритании, начиная от обсуждений текущего проекта, с узконаправленной технической терминологией и до решения важных финансовых вопросов. Не говоря уже об общении на бытовом уровне на банкетах и фуршетах, что тоже немаловажно в бизнесе. Этот список можно продолжить. Всё это люди среднего поколения и среднего класса. Именно сейчас, в 35-45 лет они на пике своей карьеры и бизнес достижений.
По поводу использования “зарубежных разработок, не переведённых на русский язык”. Действительно, пришло “время собирать камни”. Разведка США откровенно заявляет, что самая мощная утечка секретных материалов происходит именно из законных источников. Газет, журналов, ТВ, радио и т.д. Не зря же японцы больше всего, после мультфильма «Чебурашка», любили наши журналы “Юный техник” и “Техника молодёжи”. Кладезь блестящих бесплатных инженерных идей. Теперь пришло время нам учиться у них. Владея английским и умением пользоваться поиском в интернет, можно найти бесценную информацию любому специалисту в своей сфере деятельности. Весь гигантский запас информации, который был недоступен 15-20 лет назад, теперь открыт. И, кстати, отличные примеры показывают российская молодёжь в IT сфере. Принцип простой. Зачем учиться на своих ошибках, если можно взять готовый чей-то опыт, адаптировать его к своим национальным особенностям и двигаться дальше.
Знания английского языка, сейчас, в 21 веке, становится “золотым ключиком”, который открывает доступ к первоисточникам информации и опыту, накопленному в других странах за несколько столетий ведения бизнеса.
– Насколько целесообразно изучать язык в 35-45 лет, т.е. как выглядят соотношение расходов (затраченного времени) и возможной пользы?
Вопрос риторический. Конечно, чем раньше начать заниматься языком, тем лучше. Но возраст не является главной преградой. Главное понимать, что овладение иностранным языком, не совсем похоже, на другие научные дисциплины. Приведу пример из практики. Ко мне обратился молодой программист позаниматься английским частным образом. Конкретной задачи не ставилось. То есть, это не было подготовкой к интервью или сдаче какого-то теста. Начинаю работать, как обычно. В какой-то момент, он меня перебивает и говорит.
– Мне всё это не надо. Вы мне быстренько объясните суть, а всё остальное я сам. Пару ночей посижу и разберусь.
К сожалению, эта точка зрения очень распространена, особенно у интеллигенции. Этому способствуют многие факторы. В том числе, опыт учёбы в ВУЗе. Идёт вялотекущая учёба, а перед сессией, несколько бессонных ночей и цель достигнута. Очередной предмет покорён, о чём есть запись в зачётке с печатью. Так не пойдёт, если Вы действительно хотите серьёзно овладеть иностранным языком, надо работать долгосрочно и регулярно, по определённой методике. Это похоже на движение против течения. Как только Вы остановитесь, Вас начнёт отбрасывать назад. Есть такое выражение ‘keeping up English’ – “удержание” языка на уровне.
А по поводу возможной пользы, тут уж Вам решать, знание английского языка станет для Вас «активом» или «пассивом». У кого-то старенький компьютер, но он работает сутками, радует хозяина и семью кормит. А у кого-то, пылится на столе дорогая модель, и открывают его только тогда, когда почту надо проверить и в игры поиграть.
– Каковы основные советы для тех, кто решил параллельно с плотным рабочим графиком изучить английский язык на хорошем уровне и, примерно, сколько времени надо запланировать на это.
Определите цель. “Изучить английский язык” — цель расплывчатая. Чёткой целью изучения языка до определённого уровня могут быть: прохождение собеседования для получения новой работы, интервью в посольстве для получения визы, переезд на ПМЖ, сдача экзамена или теста, возможность общаться с иностранным другом без переводчика, деловое общение с бизнес партнёрами, стажировка и работа заграницей по специальности и т.д. В конце концов, даже желание общаться с внуками, которые живут заграницей, и уже, ни бум-бум на русском, тоже является конкретной целью.
После этого, надо оценить Ваш начальный уровень. Одно дело, Вы никогда не изучали английский язык. Но чаще всего, люди причисляют себя к начинающим с «нуля», хотя когда-то изучали английский (но основательно всё забыли). Таких учащихся называют false beginners (ошибочные начинающие). Это немного упрощает и ускоряет начало обучения.
Следующий фактор, определяющий «сколько времени займёт изучение», это – Ваша способность «быстро учиться» или, другими словами, насколько у Вас есть способность к изучению иностранных языков.
Моя практика показывает, что «золотой серединой» является 2-3 раза в неделю занятия с репетитором или в группе и каждый день самостоятельная работа около 1-го часа. При таком подходе, среднестатистический студент, добивается практических успехов в овладении языком, по крайней мере, на бытовом уровне (English for every day) примерно за год обучения.
– Что служит наиболее ярким (эффективным) стимулом для изучения английского языка, и какой % тех, кто начал изучать английский достигают цели?
Самым лучшим стимулом или мотивацией, является либо необходимость изучать язык, либо выгода, которую в перспективе даст знание языка.
Ответить какой процент “достигает цели” очень сложно. Приведу пример. У меня занималась способная школьница на курсах “100 встреч с Америкой”, которая достигла блестящих результатов в general English (общий английский). Её успехи были настолько очевидны, что к сдаче независимого тестирования при поступлении в ВУЗ, она не стала серьёзно готовиться. В результате, письменный тест был практически провален. Не знаю, достигла она цели или нет?
Другой пример. Как-то раз, ко мне на пробное занятие в группу пришла довольно пожилая женщина. Группа уже работала несколько месяцев и прошла начальный уровень. После занятий она попросила остаться в этой группе. Я отказал, учитывая её возраст и, практически “нулевой” английский. Она попросила выслушать её. Год назад, она познакомилась через брачное агентство с американцем. Он оплатил её занятия на очень престижных языковых курсах. Через год он приехал на встречу и… так и не смог общаться с ней без переводчика. Год был потрачен впустую. Он был расстроен, а для неё это было вообще frustration (крушение надежд). Он согласился ждать ещё год, что бы подтянуть её английский. Я не смог ей отказать и принял в группу. Она очень старалась, более прилежного студента у меня в моей практике ещё не было. Прошёл год занятий. Он опять приехал на встречу. Вся группа очень за неё переживала. Честно говоря, ей тяжело давался английский язык, и разговаривала она с большим трудом. Какого же было наше удивление и радость, когда через несколько дней, они вдвоём пришли к нам в группу. Её глаза светились от счастья. Они понимали друг друга без переводчика. У неё всё получилось, они уехали в США.
– На каком уровне изучения языка целесообразнее «погрузиться» в языковую среду?
Предположим, человек абсолютно не умеет плавать. Когда его следует бросить в воду? Логично было бы, сначала научить плавать. Хотя, есть теория, выбросить с лодки подальше от берега и быстро уплыть. Само по себе “погружение” не эффективно. Человек будет панически барахтаться с единственной целью, не утонуть. Другое дело, целенаправленно заниматься изучением языка, постоянно практиковаться. Идти на контакт с носителями языка.
Приведу пример из практики. Как-то раз, к нам в группу пришла женщина средних лет. Вполне адекватная, но на занятиях немного нервничала. Это бывает.
Группа уже занималась около полугода. То есть, мои студенты к этому времени прошли около половины курса, 55-60 занятий в темпе 2 раза в неделю по 1.5 часа. В конце занятия, мы подошли к разговорной практике, и она тоже включилась в работу. И посыпались от неё в быстром темпе разговорные фразы, типа: “Gotta, I wanna, take care” и т. д. Чувствовалось, что она, где-то жила за границей в англоязычной стране.
Но вместе с тем, ошибалась в самых простых вещах. И самое главное, практически ничего не понимала, когда мы работали с элементарным Listening (восприятие на слух). Как выяснилось, она только что вернулась в Харьков из Нью-Йорка. Кто-то у них в семье, то ли муж, то ли она, выиграл Green Card, и они уже два года прожили в США. В Нью-Йорке она посещала около полугода курсы английского языка, на выделенный правительством грант. Сумма немалая, что-то около $1000. Занятия проходили каждый день по 5 часов. Как умильно она вспоминала об этих курсах. И песни они пели, и за руки брались, и всякое там другое. И всё она меня просила: “Ну, давайте как-нибудь повеселее учиться, как в Америке!” Позанималась она 5 или 6 занятий, и не потянула. Мои-то студенты прогрессировали и давно обогнали её, разговаривали, читали, слышали. Не выдержала, исчезла, даже не попрощавшись. Вот Вам и чудо погружения!
Обратный пример мы сами пережили в своей семье, когда мы приехали в США и наши две дочки близнецы пошли учиться в американскую школу. Первый месяц прошёл в слезах. Они не понимали сверстников и учителей. Жена помогала им с домашними заданиями и пыталась учить их английскому языку, как могла. Всё было напрасно. Незаметно пролетел 2-й месяц, и дети заговорили совершенно свободно и, кстати, закончили учебный год с отличием. Произошло чудо “погружения”. Детям было по 9 лет.
– Является ли знание английского многими гражданами быстро развивающих экономик (Южная Корея, Китай и др.) фактором, способствующим реальной модернизации экономик этих стран?
Думаю, надо поменять причину и следствие. Скорее, не знания английского способствует модернизации экономик, а наоборот, модернизация экономик заставляет использовать английский. Например, в сегодняшнем Китае просто бум на английский язык. И объясняется всё просто: интеграция в мировую экономику идет гигантскими темпами, страну приняли в ВТО, растет число совместных предприятий. Плюс, начавшийся процесс возвращения из США специалистов, кто в своё время уехали туда работать. А ведь в шестидесятые годы, во времена “большого скачка”, когда советские специалисты помогали модернизировать экономику Китая, китайцы массово учили русский язык.
– К чему приводит почти полное отсутствие носителей английского языка в образовательной сфере России?
Мне трудно судить о делах в России. У нас в Украине, особенно в больших городах, на коммерческих курсах недостатка в них нет. В основном – американцы. Дело в другом. Наличие носителя языка, не является залогом успеха в изучении языка. Это инструмент достижения цели и всё зависит, как эффективно им пользоваться. Совершенно не значит, что если это носитель языка, то он автоматически – хороший преподаватель. Разве мало примеров, когда преподаватель на родном языке не может толком объяснить тему. Буквально на днях, моя студентка откровенно рассказала, как проходили занятия с преподавателем-американцем в International House. “У него такой красивый английский! Но он так быстро говорил, что мы ничего не поняли”.
– Почему государство не уделяет внимание в рамках какой-нибудь федеральной государственной программы столь важному фактору «модернизации» своих граждан, как изучение английского языка? Ведь именно это делает нашу страну менее конкурентоспособной на международной арене. Даже министры, представляющие Россию, говорят очень неграмотно.
Я Вам больше скажу, в Украине, некоторые министры не то, что на английском, на родном государственном украинском языке говорят с трудом! Мне трудно судить о политике государства. Прошли времена «Коммунизма». Теперь, государство руководствуется финансовой и политической выгодой. Парадокс в том, что формально, государство серьёзно относится к изучению языков своими гражданами. В России многими ведомствами предусмотрены надбавки к окладам за знание иностранных языков. Для иллюстрации привожу один из свежих приказов Министра МЧС России С. Шойгу, вступившем в силу 17 июля 2011 г. “51. Надбавка за знание иностранных языков и их практическое применение в служебной деятельности при наличии документа, подтверждающего получение указанного знания по соответствующим программам обучения, выданного образовательным учреждением высшего профессионального образования, имеющим государственную аккредитацию, выплачивается с учетом служебных (должностных) обязанностей в процентах к должностному окладу в следующих размерах сотрудникам, владеющим:
51.1. Одним из западноевропейских языков:
с программой обучения два года – 5%,
с программой обучения три года – 10%.
51.2. Одним из восточных языков:
с программой обучения три года – 10%,
с программой обучения четыре года – 20%.
51.3. Несколькими иностранными языками с программой обучения три года – 20%.”
Примерно такое же положение существует в приказе N 750 МВД РФ от 1999 г. “Об утверждении Положения о денежном довольствии сотрудников органов внутренних дел” и т.д. Другое дело, что чиновники не очень активно пропагандируют подобные инициативы на местах. А в некоторых ведомствах, даже скрывают эту информацию.
Тоже самое можно сказать по поводу сферы среднего образования. Изучение иностранных языков является обязательным предметом в школьной программе с 1-го класса в Украине и с 4-го(иногда со 2-го) в России, если не ошибаюсь. А так как обучение у нас бесплатное – тратятся бюджетные деньги государства. Другое дело, насколько эффективным является школьное обучение.
Будучи в США, я не раз видел забавную сцену. Американец, знакомясь, задаёт стандартный набор вопросов, в том числе:
– Как долго Вы изучаете английский?
Наш человек, начинает лихорадочно подсчитывать: школа, институт, курсы и т.д. И гордо выдаёт:
– 9 лет! А сам, еле-еле с жутким акцентом поддерживает разговор.
– Wow, думает американец, stupid, за 9 лет можно было бы и получше научиться разговаривать. А вслух, делает комплимент:
– Oh, your English is very good!
– Каков примерный бюджет интенсивного изучения английского языка для начинающих в течение 1-го года обучения и первой стажировки в языковую страну.
Всё зависит от места где Вы живёте, варианта как Вы собираетесь заниматься и как долго. В среднем расходы, можно подсчитать. Есть сайты с перечнем языковых курсов и частных репетиторов. Так же, занятия по Скайп и телефону становится всё более популярным. Допустим, по Харькову на сегодня, в среднем, занятия в группах стоит от 40 у.е в месяц. То есть, около 400 у.е. за 10 месяцев (учебный год). С частным репетитором, около 10 у.е. в час. Добавьте к этому расходы на учебные материалы, транспорт и т.д. Некоторые курсы предлагают стажировки за рубежом. Это, так же, дополнительные расходы.
– Почему российские предприятия неохотно идут на расходы, связанные с языковым обучением своих сотрудников?
Существуют принципы ведения бизнеса и влияние на этот процесс законодательной политики государства. Считаем затраты и прибыль. Принимаем решение, выгодно или не выгодно. Я знаю из практики, там, где это экономически целесообразно, предприятия охотно платят за обучение сотрудников. Далеко за примером ходить не надо. В нашем городе многие компании организовывают занятия английским языком с сотрудниками прямо на своей территории. Тратят не только деньги на оплату преподавателей и учебные материалы, но и отдают часы рабочего времени. Эти затраты включаются в соцпакет и предприятиям это выгодно.
– Что с Вашей точки зрения, могло бы максимально способствовать популяризации английского языка в бизнес-сфере?
Существуют ряд субъективных и объективных факторов. Например, современные СМИ часто делают престижным и даже модным многие вещи.
В Китае по неофициальным данным английский язык изучает сегодня каждый третий житель. Центральное телевидение Китая заключило соглашение с фирмой “Pearson Broadband”, и теперь 350 млн. семей получают уроки английского прямо в эфире.
Интересная история семилетнего мальчика, живущего в Шанхае, самом крупном городе мира, с населением почти 25 млн. человек. Увидев в ребенке способности к языкам, родители решили отдать его в престижную частную школу “с высоким уровнем преподавания английского”. Но комиссии не понравилось произношение мальчика. И тогда, родители обратились к знаменитому хирургу, делающему пластические операции. Он надрезал ребёнку подъязычную мышцу, и через некоторое время, произношение стало гораздо лучше. Теперь, от желающих таким образом улучшить своё произношение, нет отбоя.
Объективно, интересы бизнеса и конкуренция. Так сказать “и кнут и пряник”. Мы живём в условиях глобализации. Идёт срытая экономическая война. Крупные транснациональные корпорации поглощают и уничтожают более мелких конкурентов. Что бы выжить, национальному бизнесу в таких условиях, надо уметь бороться, а “что бы бороться с врагом, надо знать его оружие”. Я добавлю, и его язык. Не зря, в армии США за владение русским и чеченским языками дополнительно к зарплате платят по 500 долларов в месяц.
В 1999 году, мы с друзьями были на концерте Михаила Жванецкого в Атланте (США). В своей миниатюре “Ночной полет над Америкой” ещё тогда сказал: “В общем, мужики, учите английский!”
Тамара из Мичигана (США) делится своим опытом изучения английского языка>
Александр П. из Канады Погружаясь в “англоговорящую среду, не захлебнитесь”>