Что бы успешно выступать перед аудиторией, нужна харизма (нечто, завораживающее и пртягивающее к человеку). А ещё, надо глубоко знать передмет о чём говоришь.Всё это было с лихвой у Стива Джобса. Я написал эту статью, когда помогал дочке готовить командную презентацию для международного конкурса>, организованным Хартфордским Университетом (США). Наши взяли призовое место и обошли США, Индию и Ирландию, хотя презентация и ответы на вопросы были на английском языке. Когда я увидел первый вариант их презентации, то просто ужаснулся. Перезентацию переделывали накануне ночью перед защитой. После этих событий и просмотренного видео с анализом выступлений Стива Джобса, я написал эту статью.
В этом видио, идёт “разбор полётов” презентации Джобса, по принципу “что такое – хорошо, и что такое – плохо”
Смотреть с синхронным переводом (8,2 Mb)
Скачать видео .mp4 для мобильного телефона> (3,9 Mb)
Анализируя ошибки первого варианта презентации нашей команды из ХПИ, я поделился своим опытом:
– Самое трудное – распределить время. Посмотрите сколько у Вас слайдов и сколько времени на презентацию. 25 слайдов на 5 минут, много это или мало? Считаем, 300 сек : 25 = 12 секунд на 1 слайд. Подумайте, что можно успеть рассмотреть за 12 секунд на слайде? Большую картинку – да, а если там мелкий текст, цифры, графики?!
– Беспощадно убрать всё лишнее, “тонны” второстепенной информации и лишние “эмоции” записанные на бумаге. Невозможно “впихнуть невпихуемое”.
– Выделить 3-4 основных блока, делать переход от одного к другому. (А не сплошным потоком)
– Готовиться не накануне ночью, перед выступлением, а потом с полной “кашей” в голове и воспалёнными глазами стоять перед аудиторией. Готовиться заранее, за несколько дней или недель.
– Многократно репетировать речь (с секундомером), следить за интонацией а не тараторить монотонно, думая только о том, как вложиться в отведённое время.
– Смотреть в глаза людям! Не в пол под ноги, не поверх голов, не на часы, как буд-то ждёте обеда, не в потолок с задумчивым видом, а прямо в глаза, как Кашпировский :)
– Не быть на сцене “кроликом” (поскорей бы этот кошмар закончился), “павлином” (какой я неотразимый, да вы меня только за то, что я есть должны любить), “умным профессором”. Будьте партнёром, которому есть, что сказать и быть полезным аудитории.
– Не держать руки в карманах (это вообще не прилично), острожно с жестами. Когда люди не уверенны в себе, часто, именно руки их выдают.
– Стараться сразу настроить аудиторию дружелюбно к себе (можно пошутить над собой, людям это нравится). Вспомните как поп певцы, выскакивая на сцену и собираясь петь под “фанеру”, хлопают в ладоши и “заводят” зал. На английском это – ‘break the ice’ (расколоть лёд)
– Не поворачиваться слишком часто спиной к аудитории.
– Говорить интересные, неординарные вещи, в которые сами верите, которые Вас лично волнуют.
– Не тараторить, как автомат Калашникова. Говорить размеренно и весомо. Пусть каждая фраза выходит, подобно 100 долларовой купюре из банкомата.
– Держать паузу после важной мысли. Дайте время людям понять сказанное. Не забывайте, Вы вынашивали свои идеи много месяцев, а им надо сходу “пробить” этот долгий лабиринт.
– Готовиться к выступлению серьёзно (как при выступлении на концерте), тогда не придётся “бэкать и мекать” подобно овце при стрижке.
– Не расчитывать на экспромт и импровизацию. Современный человек разбалован телевидением и кинематографом. Он привык к отточенным и изящным диалогам актёров, забывая сколько дублей и монтажа за этим стоит. А Вы, как только окажетесь на “лобном месте”, потеряете дар речи процентов на 30-40.
– Стараться быть проще… или, ещё проще – самим собой.
Удачных Вам презентаций!